Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на протяжении XVIII - начала XX вв. в России в различных сферах общественной жизни с разной степенью эффективности функционировали элементы структур, которые в контексте современной политологической терминологии символизировали бы зачатки гражданского общества. Одной из экзотерических форм лоббирования интересов определенной части российского общества в XVIII - начале XX вв. являлось масонство.
По мере того, как российское общество приобретает черты открытости и преодолевает сложившиеся за долгие годы идеологические штампы, история и теория отечественного масонства становится предметом постоянного пристального внимания со стороны общественного сознания. В настоящее время вряд ли возможно назвать такой массовый общественно-политический, или литературно-публицистический журнал, на страницах которого бы не поднимался вопрос о том, что есть масонство.
Движение декабристов остается одной из ключевых тем российской истории. Библиография его насчитывает тысячи работ и продолжает расти. Большинство исследований, так или иначе, опирается на материалы следствия над декабристами. Следствие явилось важным финальным этапом истории декабристских обществ. Кроме того, как известно, восстание декабристов и следствие над ними сыграли немалую роль в формировании характера политики императора Николая I, одновременно именно эта ситуация дала повод для манифестации характера и принципов нового царствования.
Глава 1. Распространение и становление масонства в России
1.1. Появление масонства в России
Большой энциклопедический словарь определяет масонство как религиозно-этическое движение, возникшее вначале XVIII в. в Великобритании и стремящееся «создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе».
Определение это является вполне точным. Масонство – хотя многие масонские термины и ритуалы предполагают обратное – в действительности не является столь уж древним феноменом, и в своём современном виде появилось, по историческим меркам, сравнительно недавно.
Распространена легенда, согласно которой первым масоном в России был Пётр I, принятый в масонство во время своего пребывания в Англии и якобы основавший ложу в Москве. Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения.
Первое достоверное упоминание о появлении первой масонской организации в России относится к 1731 году, когда лорд Ловель, Великий мастер Первой великой ложи Англии, назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером для России; впрочем, есть основания считать, что в первые русские масонские ложи входили исключительно иностранцы. Начало же пришедшемуся на 1840-е годы вступлению русских дворян в масонские ложи положило назначение Джеймса (Якова) Кейта, английского генерала на русской службе, Великим провинциальным мастером «для всей России». Именно Джеймс Кейт традиционно считается основателем российского масонства.
В этот период, по всей видимости, в России всё ещё не существовало какой-либо преобладающей масонской системы; по отрывочным сведениям, можно установить, что существовавшие в 1750–1760-е гг. немногочисленные (не более десятка) масонские ложи принадлежали к различным системам: английской, французской, и в особенности немецкой. Так, сохранились сведения о связах петербургских лож с немецкой «Три глобуса» [5, c 79].
Официальной датой появления масонских лож считается середина XVIII века. Хотя некоторые исследователи считают, что тайные организации стали осваивать территорию России ещё в 17 столетии, среди основателей масонства в Русском государстве называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. В 1731 году гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Провинциальным Великим Мастером для Российского государства.
1.2 «Большой» военный заговор
Существует популярная теория, что после того, как Российская империя выиграла войну с Наполеоном, Великобритания немедленно обратилась против неё. Причиной тому был страх англичан перед продвижением русских на Восток.
Несмотря на кажущуюся простоту, эта версия - не более, чем псевдоисторическая конспирология, не имеющая под собой никаких оснований.
Прежде всего, в 1820-е годы отношения России и Великобритании были очень далеки от конфликтных. Первые признаки противоречий появились лишь в 1830-е годы, а знаменитая русско-британская «Большая игра» за власть и влияние на Востоке началась и того позже. Британская политика в 20-е годы XIX века была далеко не настолько активной, как в наполеоновскую или, наоборот, позднейшую эпоху[3].
Англия отказалась войти в Священный союз, очень поздно и только под мощным общественным давлением приняла участие в борьбе греков за независимость, не поддержала вмешательство европейских держав в испанскую революцию 1820 года. Так что можно быть уверенным: «руки Лондона» в деле декабристов не было. Нет никаких документальных свидетельств того, что англичане организовывали и финансировали русские тайные общества. Связанные с декабристами документы исследованы самым тщательным образом, а все заговорщики подверглись подробным допросам. Ни один из участников восстания не сообщил даже самой ничтожной детали, позволяющей подозревать британцев.
1.3 Письмо Ростовцева и масонский след
Вечером 12 декабря, когда Николай решил назначить повторную присягу, а заговорщики из Северного общества уже приняли решение выступить с оружием в руках, к будущему императору пришёл адъютант генерала Бистрома - подпоручик лейб-гвардии егерского полка Яков Ростовцев.
Подпоручик передал Николаю письмо, в котором поведал фантастическую историю о наличии масштабного заговора, при этом, не упоминая участия в нём гвардии. «Государственный совет, Сенат и, может быть, гвардия будут за вас; военные поселения и отдельный Кавказский корпус решительно будут против», - писал Ростовцев. [14]
Ни военные поселения, ни Кавказский корпус не сказали ни слова против Николая I, но немалая часть гвардии выступила против императора. В чём причина дезинформации?
Сам Ростовцев рассказывал: будучи участником декабристских собраний, он был так потрясён готовностью Северного общества к насилию, что решил сообщить о заговоре Николаю I.
Но это не объясняет его лжи. Объяснение, как обычно, лежит на поверхности: генерал Бистром, начальник Ростовцева, был в числе самых убеждённых константиновцев. Таким образом, письмо адъютанта - одно из последних отчаянных усилий партии Милорадовича заставить Николая отказаться от власти. Милорадович пугал императора волнениями в гвардии, а в это же самое время Ростовцев доносил, что армия тоже не примет Николая I.
Глава 2. Попытка масонской революции в декабре 1825 г.
2.1. Влияние масонства на мировоззрение декабристов
Главным девизом декабристов можно считать ключевые слова Великой Французской Революции: «Свобода. Равенство. Братство», а значит нельзя не сказать о влиянии масонства на идеи декабристов.
Выступление совершалось дворянами и ставило своей целью недопущение вступления на престол Николая I. Восстание полностью отличалось от заговоров в эпоху дворцовых переворотов своим революционным направлением и имело резонанс в обществе, который значительно повлиял на общественно-политическую жизнь последовавшей эпохи.
Эпоха Александра 1 характеризуется потрясениями как внешними, так и внутренними. В это время началось развитие движений и тайных сообществ, которые привели Россию к восстанию декабристов 1825 года. Тайное общественное движение при Александре 1 это небольшие организации, действующие втайне от власти, придерживающиеся либеральных взглядов. Для них было важно не столько реформировать Россию, сколько осуществить свержение самодержавия[10].
Отправной точкой в деятельности тайных организаций Российской Империи при императоре Александре 1 стала война с наполеоновской Францией 1812 года. Именно после нее началось формирование общественных организаций. Причины их появления:
1. Поход армии на Запад, на Париж. Русская армия гнала Наполеона до Франции. За это время многие офицеры успели увидеть мир без крепостного права. Эти же офицеры не увидели главного - западный мир без крепостного права строился на колониях. Благосостояние стран росло только из-за колоний.
2. Элита Российской Империи выступала против Александра 1, прямо и косвенно поддерживая тайные общества. Причины негативного отношения к императору: Тильзитский мир и сближение с Наполеоном, а также отказ от либеральных реформ.
3. Развитие общественной идеологии прогресса. В России активно продвигались идеи демократического развития страны, с частичным или полным отказом от монархии.
4. Нерешительность правительства в реформах. Александр 1 после 1812 года окончательно ушел от идей либерализма, проводя реформы консервативно и очень осторожно. Поэтому были недовольные, которые полагали, что изменения должны быть более быстрые и более массовые. Примечательно, что в целом цели тайных организаций (на начальном этапе) и правительства совпадали.
Это 4 главные причины зарождения тайных обществ в Российской Империи. Ключевой момент здесь следующий - активный подъем этих движений начался с новой волной либерализма, которая обрушилась на Россию после событий 1812 года. Это была вторая волна, а первая пришлась еще на правление Екатерины Второй.
Тайные общества, действующие в России 19 века (1816-1825) интересны тем, что они, как правило, существовали недолго, но постоянно трансформировались в новые формы с новыми идеями и задачами. Лидеры обществ при этом не менялись. Обратите внимание на таблицу ниже, где видно, что фамилии лидеров остаются неизменными. Меняются только названия[9].
2.2 Масоны и заговор декабристов
История возникновения течения декабристов неразрывно связано с европейскими идеологическими влияниями, которые восходят к Великой французской революции и стоявшей за ней политическими идеями либерализма, породившими первую современную диктатуру якобинцев и первого современного политического лидера с планами мирового господства - Наполеона.
К началу XIX в. влияние французской культуры на высшие классы России было столь значительным, что русский консерватор А.С. Шишков подверг его уничижительной критике как «галломанию». Поэт К.Н. Батюшков сочинил по поводу галломании иронические строки: «Налейте мне еще шампанского стакан, я сердцем славянин - желудком галломан!» [14].
Вместе с модой на французский язык, философию и литературу в России распространялись идеи франкмасонов и масонские ложи по французскому образцу.
К началу XIX вв. в большинстве европейских стран, кроме Англии, масонские ложи попали под запрет как политические организации, занимающиеся подрывной деятельностью. В России масонские организации запретили лишь в 1822 году. Однако за несколько лет до этого по масонскому образцу были созданы несколько организаций, которые запустили подготовку восстания декабристов.
Одна из этих тайных организаций, «Орден русских рыцарей», была создана по инициативе генералов М. Ф. Орлова и М. А. Дмитриева-Мамонова в 1815 г. (по другим сведениям - в 1812 г.). Название организации напоминает названия масонских лож, создававшихся во Франции по шотландскому уставу, предполагавшему наличие высших «рыцарских» степеней посвящения, которые привлекали аристократию тем, что связывали масонство с крестовыми походами и рыцарскими орденами средневековья. Так, например, в 1754 г. в Париже была создана масонская ложа «Рыцари Востока». Структура «Ордена русских рыцарей» также воспроизводила иерархию масонских организаций с делением на высший «внутренний орден» и низший «внешний орден» [6].
2.3 Взаимосвязь декабристов и масонов
Согласно данным последнего биографического словаря декабристов, изданного в 1988 году, людей, причастных к этому движению, насчитывалось без малого 600 человек. Понятно, что среди них были и активные участники движения, и люди, лишь каким-то образом прикосновенные к нему. В результате оказались арестованы 316 человек, а под суд пошли 121, и еще 58 были наказаны административно, то есть без суда.
Единого общепризнанного лидера у декабристов не было. Может быть, потому, что для них слишком жив и нагляден, оказался пример Франции времен Наполеона, которого именно революция вознесла наверх, а потом он расправился с ней, сделавшись в итоге императором. Во всяком случае, обвинение в бонапартизме или цезаризме всегда воспринималось декабристами как одно из самых страшных и непростительных [2, c 11].
Декабристы большой поддержки в обществе не имели. Ни одно революционное движение не возникало на пустом месте, без достаточно широкого фундамента. У декабризма таким фундаментом стало свободолюбие - настроение совершенно не политическое, но явно оппозиционное. Свободолюбцем в те годы считался человек, резко протестовавший против попыток властей максимально формализовать жизнь дворянского сословия, продиктовать ему не только правила поведения на службе, но миропонимание вообще, вплоть до поведения в быту.
Заключение
На основе изложенного в курсовой работе материала можно сделать следующие выводы.
Масонство в России началось в 18 веке. Русско-масонский ответ, согласно легенде, берет начало в деятельности Франца Лефорта, Якоба Брюса и Патрика Гордона при Петре I. Русский государственный деятель Екатерины II Иван Елагин сумел преобразовать русское масонство в общенациональную систему, объединившую 14 лож и около 400 правительственных чиновников.
В царствование императора Александра I деятельность масонских лож была восстановлена. В Петербурге была основана «Великая ложа Астрея» (её создали по английскому образцу - по примеру Великой Ложи Англии). Её Великим Мастером стал граф В. В. Мусин-Пушкин. Среди масонов были многие будущие «декабристы», в том числе и руководитель Южного общества декабристов - Павел Пестель. К моменту закрытия в 1822 году Великая Ложа Астрея насчитывала 19 лож, а её конкурент Великая Провинциальная Ложа - 7 лож.
Движение декабристов являлось фундаментальным историческим событием для социокультурного развития страны. Во-первых, конечно же, стоит отметить обстоятельства, которые предшествовали восстание. Имеются ввиду заграничные походы, в которых молодые офицеры и просто военные увидели совсем иной мир, нежели пережитки прошлого в виде крепостничества, которые сохранялись на территории России, как уже было сказано народе сражался за свою свободу и свободу всей Европы при этом находясь в рабстве.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверченко, А.К. История органов следствия России. Хрестоматия / А.К. Аверченко и др. - М.: Юнити, 2017. - 127 c.
2. Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. Анисимов. - СПб.: Питер, 2018. - 592 c.
3. Башилов Б. История русского масонства. М.: Православное изд-во «Энциклопедия русской цивилизации», 2013. 639 с.
4. Борисюк, А.А. История России, которую приказали забыть. Николай II и его время / А.А. Борисюк. - М.: Вече, 2017. - 48 c.
5. Брачев В.С. Масоны и власть в России. М.: ЭКСМО; АСТ, 2013. 639 с.
6. Васильев, В.И. Повторяется ли история?: О периодических процессах в политической истории России / В.И. Васильев. - М.: ЛКИ, 2016. - 160 c.
7. Воропанов, В.А. История государственного управления в России в X - первой половине XIX в.: Курс лекций / В.А. Воропанов. - М.: Проспект, 2015. - 224 c.
8. Восстание Декабристов Т. IX./ Москва, Государственное издательство политической литературы,2010. – 273-274 с.
9. Восстание декабристов. Документы. Т. XVII. Дела Верховного уголовного суда и следственной комиссии. М.: Наука, 1980. 320 с.
10. Восстание декабристов. Том 7. М. Государственное издательство - Л. 1958. –115 с.
11. Гордин Я. Мятеж реформаторов. После мятежа./Москва.: ТЕРРА, 2007. - 68 с.
12. История России. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2018. - 128 c.
13. Мемуары декабристов. Северное общество / Ред. В. А. Фёдоров. — Москва: МГУ, 2011. – 109 с.
14. Мятеж реформаторов. Заговор осужденных. Яков Гордин. Пушкинский фонд, 2016 г. –140 с.
15. Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства. 3-е изд., испр. и доп. М.: «Русский вестник», 2017. 911 с.
16. Поджио А.В. Записки декабриста./ А. В. Поджио- Москва, «Молодая гвардия», 1930. –20 с.
17. Рожнов, А.А. История государства и права россии. уголовное право московского государства / А.А. Рожнов. - М.: Русайнс, 2018. - 352 c.
18. Семевский В.И. Декабристы — масоны. Минувшие годы. 1908. № 2-3, 5-6.
19. Серков А.И. История русского масонства XIX века. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2010. 393 с.
20. Серков А.И. Русское масонство. 1731-2000 гг. Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2011. 1222 с.
21. Толь С.Д. Масонское действо: Исторический очерк о заговоре декабристов. СПб., 1914. Переиздание. М.: Изд-во журнала «Москва», 2010. 200 с.
22. Трубецкой С. П. Материалы о жизни и революционной деятельности. Т. 1. Иркутск. 2013. –304 с.
23. Шевелев, В.Н. История России: конспект лекций / В.Н. Шевелев. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 416 c.
24. Щипанов И. Я. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Том 2./И. Я. Щипанов,- М, Политиздат, 2001. –480 с.